Умственная отсталость – это задержка или неполное развитие психики, которое проявляется в интеллектуальной недостаточности.
Испокон веков все люди различались по уровню развития интеллекта. Кто-то становился ученым, другие же так и не научились завязывать себе шнурки. В настоящее время все чаще и чаще в СМИ и различных социальных сетях обращают внимание на людей с умственной отсталостью, или, как принято выражаться в многих странах Европы, интеллектуальной недостаточностью.
Что такое умственная отсталость?
Умственная отсталость у детей — это диагноз, который обозначает значительно ниже среднего умственное развитие. Это может повлиять на множество аспектов жизни ребенка, включая обучение, социальные навыки и эмоциональное развитие. Важно отметить, что умственная отсталость не равносильна аутизму или другим нарушениям, но эти состояния могут иметь пересечения.
Симптомы и признаки
Родители часто задаются вопросом: как распознать умственную отсталость у ребенка? Хотя каждый случай уникален, существуют общие признаки, на которые стоит обратить внимание:
- Задержка в развитии: Если ваш ребенок не достигает возрастных этапов развития, таких как ползание, ходьба или речь, это может быть сигналом.
- Трудности с обучением: Дети с умственной отсталостью могут испытывать трудности в школе, особенно с предметами, требующими абстрактного мышления.
- Проблемы с социализацией: Такие дети могут иметь трудности в общении с ровесниками и проявлять недостаток интереса к играм и совместным занятиям.
- Эмоциональные проблемы: Дети могут проявлять повышенную раздражительность, лень или другие эмоциональные расстройства.
Классификации
По происхождению интеллектуальную недостаточность можно поделить на:
- Олигофрения – это врожденная или приобретенная в раннем возрасте умственная отсталость.
- Деменция – интеллектуальная недостаточность, приобретенная после 3 лет вследствие каких-либо травм или болезней, повлекших за собой повреждение психики, а также от старости.
- По степени тяжести в МКБ-10 выделяется 4 группы интеллектуальной недостаточности:
- Легкая степень, коэффициент интеллекта человека равен 50-60;
- Умеренная степень, при которой уровень интеллекта колеблется от 35 до 49:
- Тяжелая, IQ равен 20-34;
- Глубокая степень, уровень интеллекта ниже 19.
- В России умственную отсталость принято делить на три группы:
- Дебильность – легкая степень по МКБ-10;
- Имбицильность – умеренная и тяжелая степень по МКБ-10;
- Идиотия – глубокая степень по МКБ-10.
- Также выделяется пограничная степень интеллектуальной недостаточности, ЗПР или задержка психического развития. Данный диагноз ставится детям до достижения подросткового возраста. Исправляется приравниванием ребенка не к сверстникам, а к детям на год-два младше и интенсивными занятиями по отстающим параметрам.
- Причины возникновения интеллектуальной недостаточности
- Причины возникновения умственной отсталости отличаются в зависимости от ее степени и времени появления.
- Деменция – это не недоразвитие психики, а ее разложение. Возникает при органическом поражении ЦНС, которое вызвало гибель клеток головного мозга.
Часто начинает проявляться в старости, когда организм человека начинает разрушаться.
В других случаях причиной возникновения приобретенного слабоумия могут быть:
- Черепно-мозговые травмы;
- Инфекции (менингит, энцефалит, нейросифилис, СПИД и т.д.);
- Хронические болезни сосудов, инсульты;
- Токсические воздействия, алкоголизм, наркомания.
Причины возникновения врожденной или рано приобретенной умственной отсталости и задержки психического развития, как правило, одинаковы, и делятся на биологические и социальные.
- Генетические. Сюда относятся хромосомные аномалии, мутации генов и т.д.
-
Перинатальные. К этой группе причин относят вирусную интоксикацию плода – заболевание матери во время беременности (ветряная оспа, сифилис и др.); ионизирующее излучение, воздействкющее на плод и химическую интоксикацию; значительную недоношенность и гипоксию плода; родовые травмы; инфекции, перенесенные ребенком в первую неделю жизни;
Травмы в первый год жизни и в раннем детстве. - Интеллектуальная недостаточность может возникнуть вследствие серьезной инфекции или травмы, произошедшей в раннем возрасте. Хотя тут очень тонка грань между деменцией и врожденной или рано приобретенной умственной отсталостью, если ребенок теряет ранее приобретенные навыки, то это, скорее всего, деменция.
К социальным причинам относятся неблагоприятные условия развития ребенка, такие как неблагополучная семья, жизнь вне человеческого общества, ограничение жизнедеятельности ребенка, частые травмирующие психику ситуации.
Значение ранней диагностики
Ранняя диагностика умственной отсталости у детей критически важна для успешной коррекции и развития. Чем раньше будет выявлена проблема, тем больше шансов у ребенка получить необходимую поддержку. Не упускайте возможность проконсультироваться с педиатром или детским психологом, если у вас есть подозрения.
Процесс диагностики
Обратитесь к специалисту, чтобы пройти диагностику. Обычно процесс включает:
- Обследование развития: Врачи проверят основные навыки ребенка на соответствие возрастной норме.
- Психометрические тесты: Специальные тесты, которые оценивают когнитивные способности ребенка.
- Консультация с психологом: Опытный специалист сможет дать вам рекомендации по поддержке.
Поддержка и коррекция
Умственная отсталость у детей — это не приговор. Современные методы и подходы к корректировке позволяют многим детям достичь значительных успехов. Важным аспектом является поддержка со стороны родителей, школы и специалистов.
Методы коррекции
- Индивидуальные планы обучения: В школах есть возможность создания индивидуальных учебных планов, адаптированных к потребностям ребенка.
- Специализированные программы: Институты и центры, занимающиеся детьми с умственными нарушениями, предлагают различные программы, направленные на развитие устойчивых навыков.
- Работа с психологом: Психологическая поддержка может помочь ребенку научиться взаимодействовать с другими и развить эмоциональную стабильность.
Роль родителей
Оказание поддержки ребенку — это наиболее важный аспект, который может значительно повлиять на его развитие. Ваша любовь и понимание — это то, что поможет вашему ребенку расти и развиваться.
- Создавайте игровую среду: Игры не только развивают, но и укрепляют отношения. Используйте творческие подходы и интерактивные методы обучения.
- Участвуйте в жизни ребенка: Проводите время вместе, обсуждайте его интересы и переживания.
- Работайте в команде со специалистами: Сотрудничество с педагогами и психологами поможет создать наиболее эффективный план помощи вашему ребенку.
Мифы об умственной отсталости
В обществе существует множество мифов об умственной отсталости у детей. Остановимся на некоторых из них.
Хотя умственная отсталость может измеряться различными уровнями тяжести, не все дети с данным диагнозом имеют серьезные ограничения. Многие из них могут вести достаточно полноценную жизнь с правильной поддержкой.
Существует множество программ и методов, которые помогают улучшить жизненные навыки и обучаемость детей с умственной отсталостью. Это говорит о том, что диагностика и корректировка имеют значительное значение.
Научные исследования показывают, что дети с умственной отсталостью могут обучаться и развиваться. Главное — индивидуальный подход и терпение.
Социализация
Люди с ЗПР, как правило, примерно с подросткового возраста не отличаются от сверстников, то есть вполне адаптируются к жизни в обществе. При легкой степени, дебильности, некоторые дети учатся в обычных школах, но слабее, чем дети без нее, основная же часть поступает в коррекционные школы восьмого вида. При умеренной степени, имбецильности, ребенок поступает в коррекционную школу восьмого вида, может получить несложную профессию, не требующую интеллектуальной деятельности. Справляются с сельскохозяйственными работами, владеют навыками самообслуживания, но нуждаются в поддержке и помощи близких людей. При тяжелой степени, имбецильности, человек остается на уровне развития дошкольника. Обучение происходит дома, люди не могут социально адаптироваться, нуждаются в постоянной опеке, хотя могут выполнять определенные навыки самообслуживания и несложные действия помощи по дому. При глубокой умственной отсталости, идиотии, человек всегда остается не адаптированным.
Не умеют передвигаться без помощи, есть, выполнять какие-либо действия. Как правидл, на всю жизнь остаются неподвижными. Не имеют навыков самообслуживания вообще.
В последнее время мир все чаще сталкивается с проблемой социальной адаптации людей, имеющих умственную отсталость. Чаще всего данная патология возникает во время внутриутробного развития ребенка или из-за ошибок в родах.
Преимущества лечения в клинике «Ментал»
Наши квалифицированные специалисты всегда готовы оказать поддержку. Профессиональные психиатры, психологи и психотерапевты нашего центра обладают широким арсеналом современных методик для преодоления негативных эффектов умственной отсталости. Услуги могут быть предоставлены в различных формах: онлайн, очно в клинике или с выездом на дом в рамках города и области.