Диагноз чаще встречается у лиц мужского пола и подразумевает расстройство общего развития, выражающееся в наличии специфических трудностей при взаимодействии личности и социальной среды, при невербальном общении. Синдром Аспергера (СА) входит в число нарушений аутистического спектра, ранняя диагностика и коррекция которых помогает индивидууму устанавливать социальные связи и вести плодотворную жизнь.
Когда возникает вопрос – синдром Аспергера, что это простыми словами – врачи говорят о качественных отклонениях в социализации, сопровождающихся стереотипными повторяющимися формами поведения или активности и узко ограниченными интересами. При этом человек с СА отличается относительно нормальной речью и интеллектуальными способностями.
Степень проявления патологии зависит от возраста и уровня умственного развития. Как правило, симптомы расстройства заметны уже в первые 5 лет жизни. По мере взросления и в результате проводимых коррекционных занятий выраженность болезни значительно уменьшается.
Причины возникновения синдрома Аспергера
Согласно проведённым медицинским исследованиям особенности синдрома Аспергера связаны с изменениями в развитии головного мозга, а именно с возникновением сбоев в нейронных цепочках, контролирующих поведение и мышление. Причины, по которым это происходит, не единичны, а рассматриваются как общий результат влияния этиологических факторов.
Существует несколько рабочих гипотез природы заболевания, но определяющее значение отводят генетической теории. В её основе правило наследования: если у взрослого члена семьи есть признаки синдрома Аспергера, то вероятность подтверждения диагноза у детей возрастает в несколько раз.
Большинство расстройств аутистического спектра (РАС) ассоциируются именно с генетическими факторами. Учёные продолжают работать над идентификацией гена, вызывающего данные патологии, однако полагают, что существует определённая группа наследственных носителей информации, в которой некоторые аллели предопределяют развитие у человека РАС, в том числе синдрома Аспергера. Каждая их комбинация обуславливает тяжесть и симптоматику психического состояния.
Другие возможные причины синдрома Аспергера:
- воздействие токсинов на организм матери в первом триместре беременности (в том числе есть мнение о вероятности такого влияния в результате проведённой вакцинации, приёма препаратов вальпроевой кислоты);
- вирусное инфицирование матери и плода (герпесом, краснухой, токсоплазмозом и др.);
- недоношенность, гормональные сбои у ребёнка.
Дополнительная информация: риск рождения ребёнка с СА зависит также от возраста родителей. У биологического отца по мере старения повышается количество мутаций при сперматогенезе, что может послужить предпосылками к экспрессии форм аутизма у плода.
Симптомы и признаки заболевания
Симптомы синдрома Аспергера можно заметить уже в раннем возрасте. На протяжении всей жизни они будут определять поведенческие и социальные нормы для пациента, степень его вовлечённости в межличностные отношения с другими людьми, основные стороны характера. Люди с синдромом Аспергера не всегда ассоциируются как умственно неполноценные. Многим из них удалось занять высокое положение в обществе, достигнуть значимых высот в области науки. Это необычные индивидуумы, часто считающие, что их особенности – не болезнь, а своеобразная форма нормы, недоступная большинству.
У детей
Проявления патологии уже в детском возрасте довольно разнообразны. Поэтому ответ на вопрос – синдром Аспергера – что это за болезнь? – фактически утверждает, что речь идёт именно о спектре характерных особенностей, во-многом аналогичных высокофункциональному аутизму, однако позволяющих развивать довольно высокий интеллект.
Социальное взаимодействие
В возрасте двух-трех лет появляются первые признаки: неестественное спокойствие или, наоборот, сильная раздражительность, чрезмерная активность, приводящая к недостаточности сна. Формируются четкие пищевые предпочтения.
Синдром Аспергера у детей предопределяет социальные трудности, возникающие при общении со сверстниками. Как правило, ребёнок сталкивается с ними в детском саду или во время прогулки. Для таких малышей характерно появление тревожности, страха как адаптивной реакции на новые условия, отсутствие интереса к общению, играм с другими детьми, замкнутость. Врачи отмечают, что ребёнок с СА чаще болеет, т.к. сложности адаптации делают уязвимей его здоровье.
Дети-Аспергеры имеют проблемы с «моделью психического» - когнитивным процессом понимания собственных и чужих психических состояний. Они нечувствительны к невербальным выражениям эмоций других людей: жестам, мимике, оттенкам речи. При этом не способны понимать и выражать своё эмоциональное состояние. В общении со сверстниками ребёнок с СА навязывает своё мнение другим, не идёт на уступки, не может взаимодействовать как часть единого коллектива.
Часто синдром Аспергера у подростков становится причиной одиночества, т.к. другие дети не принимают его форму взаимодействия и отторгают его. Подросток-Аспергер плохо переносит социальную изоляцию. Возможна депрессия, появление склонностей к суициду, алкоголю или наркотикам.
Интеллектуальное развитие
Умственные способности детей-Аспергеров часто соответствуют возрастным нормам или превосходят их. Однако возникают сложности в умении пользоваться полученными знаниями, применять их в разных жизненных ситуациях. Ребёнок с СА лишён образного мышления, умения мыслить креативно. Вместе с тем у него существует фанатичная приверженность к определённым узким интересам, в познании которых он может достичь очень высокого развития.
Вербальная коммуникация
Речь ребёнка-Аспергера отличается грамматической правильностью, большим словарным запасом, сложностью изложения. Как правило, задержки в речевом развитии нет. Однако присутствуют характерные черты: замедленный или ускоренный темп, монотонность, нет артикуляции, эмоциональной окраски произношения. Таким детям свойственна семантическая дислексия – чтение без осознания прочитанного.
Сенсорика и моторика
Если диагностирован синдром Аспергера, значит есть симптомы и признаки, касающиеся в том числе сенсорной чувствительности и моторных навыков. Дети с СА ощущают окружающий мир намного острее: повышена восприимчивость органов чувств к отдельным звукам, цветам, запахам, прикосновениям и пр. При визуальном контакте дети-Аспергеры не смотрят в глаза собеседнику, внешние стимулы вызывают у них замешательство, чувство тревоги.
Ещё один отличительный признак – излишняя педантичность и упорядочность во всём. Пациенты с СА живут по чётко распланированному распорядку дня, строго избирательны в еде и не терпят каких-либо перемен.
У детей-Аспергеров часто нарушена моторика и координация движений. Их отличает неуклюжесть, нарушение осанки или походки, стереотипность, навязчивость подвижности.
У взрослых
Даже в случае своевременного обнаружения и лечения симптомы, свойственные расстройству, сохраняются у человека на всю жизнь. Взрослый Аспергер обладает характерными особенностями, воспринимаемыми обществом как необычные странности. Такие люди неспособны понять чувства и предугадать намерения других людей, им часто приписывают эмпатию. Не редко они характеризуются бесчувственными и эгоцентричными, не умеющими распознать ложь, объективно оценивать внешнее влияние как приносящее пользу или вред.
Коммуникация для взрослых Аспергеров является непреодолимой проблемой. Отсутствие интуиции, непонимание общих правил поведения в социуме делает их изгоями, не способными функционировать в коллективе. Однако узкие интересы, вызывающие у них наибольшее удовлетворение, не редко связаны с отдельными личностями противоположного пола, с которыми они могут создавать семьи.
Распознать синдром Аспергера у взрослых женщин намного труднее, чем у мужчин, т.к. девушки лучше приспосабливаются к жизни в обществе и способны придерживаться общепринятых норм поведения.
Взрослых Аспергеров отличает абсолютная честность, отсутствие тщеславия. Эти индивидуумы не реагируют на лесть, похвалу, безразличны к оскорблениям и критике. В стремлении получить информацию они не считаются ни с какими условностями или барьерами, не могут здраво анализировать возможные последствия своих поступков для окружающих.
Им свойственен детализированный анализ процесса, которым они увлечены. Обладая энциклопедическими знаниями в интересующей области, они могут часами об этом рассуждать так, что у собеседника возникает ощущение, что он слушает аудио-книгу.
Синдром Аспергера у взрослых людей часто становится поводом для удивления. Однако такие люди могут продуктивно существовать, если научить их сотрудничать со своим расстройством.
Диагностика
В определении патологии не используется только один конкретный метод, а всегда проводится комплексное исследование психологического состояния пациента, его объективная оценка как социальной личности.
Важно! Признаки синдрома Аспергера могут быть выявлены разными специалистами: логопедом, терапевтом, неврологом и др., но окончательный диагноз подтверждает врач-психиатр.
Диагностические методы направлены на определение особенностей социального контактирования человека в разных условиях. Для этого выполняют анкетирование, личностное интервью, нейропсихологическое тестирование. Выявленные характеристики проверяют на соответствие критериям диагностики СА, разработанным ВОЗ.
Для исключения органической природы имеющихся нарушений возможно проведение дифференциальных видов обследования: МРТ, ЭЭГ.
Синдром Аспергера и Аутизм: сходства и различия
По мнению многих врачей, диагноз синдрома Аспергера нельзя поставить однозначно, т.к. существует множество прямых и косвенных признаков, позволяющих объединять патологию с аутизмом:
- своеобразное восприятие мира;
- сложности в установлении социальных связей;
- мелтдауны (срывы или истерики).
Оба заболевания относятся к расстройствам аутистического спектра, однако имеют некоторые отличия.
У ребёнка с СА не наблюдается задержки в речевом развитии. Они вовремя начинают говорить, приобретая соответствующую возрасту лексику. Их интеллектуальные способности соответствуют норме или чересчур развиты, что не характерно для аутистов.
Обратите внимание: общее клиническое состояние пациента с СА всё же позволяет им социализироваться, тогда как аутисты к этому практически не приспособлены.
Прогноз и профилактика
Врачи часто сталкиваются с вопросами обеспокоенных родителей о том, что такое синдром Аспергера у детей, просят объяснить простыми словами и дать прогнозы. Эффективных способов лечить болезнь нет, однако ранняя диагностика и коррекция коммуникативных навыков, неуклюжести, повторяющихся действий может значительно улучшить общее состояние и повысить качество жизни.
Когнитивно-поведенческая терапия, физиопроцедуры, медикаментозное лечение помогают снять симптомы тревоги и стресса, выработать привычки межличностного взаимодействия на психологическом уровне.
Характеристики синдрома Аспергера сложны в понимании для здоровых людей. Тем не менее, люди с такими расстройствами могут находить функциональные применения своим возможностям и социально адаптироваться.